Приветствую Вас Гость | RSS

Витебск православный

Четверг, 25.04.2024, 03:24


Если верить хронике Михаила Панцирного и Степана Аверки, княгиня Ольга сразу после основания поселения, которое дало начало городу Витебску, построила две деревянные церкви. По той же летописи, к концу X века в Витебске находилось два храма: святого архистратига Михаила в Верхнем замке и Благовещения Пресвятой Богородицы в Нижнем. Первым каменным храмом, скорее всего, явилась Благовещенская церковь, построенная в XII веке на берегу Западной Двины.

После принятия Берестейской церковной унии в 1596 году православная церковь подвергалась гонениям. Все православные храмы, кроме одного, к концу XVII столетия были переданы униатам.

В 1708 году Витебск был сожжен по приказу Петра I за то, что горожане оказали денежную помощь шведам. В огне погибли все деревянные храмы, и на их месте в XVIII веке строятся каменные. В это время определяющая роль принадлежит униатской конфессии. В XVIII веке в Витебске было 18 униатских церквей и 2 монастыря, 8 католических костелов,  синагога и лишь одна православная церковь, которая находилась в двух верстах от города в Марковом мужском монастыре (см. Церковь Казанской иконы Божией Матери).

Именно в XVIII веке город обретает архитектурный облик, сохранившийся до 30-х годов прошлого столетия. В стиле позднего барокко строятся многочисленные униатские храмы, среди которых Воскресенская (Рынковая) церковь, Успенский собор и многие другие.

В 1772 году после первого раздела Речи Посполитой Витебск отошел к Российской империи. Униатская церковь постепенно теряет свое влияние, равно как и католическая. Православная конфессия занимает лидирующие позиции. Униатские храмы передаются православным.

В 1839 году уния была окончательно упразднена. Следует отметить, что православному ведомству перешли не только те храмы, которые были насильственно обращены в унию, но и те, которые строились греко-католическими. Униаты же вынуждены были принимать православие против своей воли. Кроме того, многие храмы перестраивались, чаще всего в псевдорусском стиле, из-за чего церкви теряли уникальные архитектурные черты, характерные именно для белорусских построек.В 1870 году в Витебске насчитывался 31 православный храм (вместе с домовыми церквями), а к началу ХХ века их число возросло до 35.

С приходом советской власти и началом политики борьбы с религией храмы вначале закрываются, а после уничтожаются. В 1932 году началась «антирелигиозная пятилетка», задачей которой являлось полное уничтожение всех культовых сооружений. Так погибли многочисленные уникальные памятники архитектуры. Слепая и бездумная борьба большевиков с религией привела к исчезновению бесценных свидетелей многовековой истории нашего края.